Airbus A310 — широкофюзеляжный средне- дальнемагистральный пассажирский самолёт. Наряду с Boeing 767-200 является самым маленьким широкофюзеляжным самолётом в мире.
В середине 1975 г. Airbus начал разработку проекта самолёта А300 В10, который представлял собой вариант А300 В4 с укороченным фюзеляжем. Также самолет модель получила новое горизонтальное оперение а также крыло уменьшенного размаха фирмы ВАе. Через три года программе дали официальный старт и обозначение А310. Авиакомпания было предложено 2 варианта А310-100 с дальностью полёта 3 700 км, к которому практически никто не проявил интереса, и A310-200 с дальностью полёта 5 500 км, ставший исходной моделью.
Модификации
Первый полёт опытного образца A310-200 с двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4 состоялся 3 апреля 1982 г., а первый полёт самолёта с двигателями General Electric CF6-80A — в августе 1982 г. В марте 1983 г. была завершена сертификация во Франции и ФРГ, в январе 1984 г. — в Великобритании, а в феврале 1985 г. — в США. В апреле 1983 г. первые компании — Lufthansa и Swissair — начали эксплуатацию A310-200. Весной 1986 г. конструкцию A310-200 усовершенствовали.
На основе пассажирского самолёта разработали и грузопассажирский вариант A310-200С, оснащённый боковой грузовой дверью и рассчитанный на перевозку грузов массой до 40 300 кг, и грузовой самолёт A310-200F с полезной нагрузкой 43 000 кг.
Но основным вариантом, проектные работы по которому начались в 1982 г., стал самолёт A310-300, предназначенный для эксплуатации на маршрутах большей протяжённости, чем A310-200. Официально разработка машины началась в марте 1983 г. после начала поставок A310-200. Первый полёт опытного A310-300 состоялся 8 июля 1985 г. Сертификация завершилась в декабре 1985 г., и в этом же месяце швейцарская авиакомпания Swissair получила свой первый самолёт.
24 января 1990 года Международное коммерческое управление гражданской авиации СССР и компания Airbus Industry подписали договор о лизинге пяти лайнеров A310 для Аэрофлота. К моменту поступления самолётов в парк авиакомпании СССР распался, и A310 не суждено было стать первым с 50-х годов зарубежным лайнером, эксплуатирующимся на советских авиалиниях. В октябре 1991 г. A310-300 сертифицировал «Авиарегистр» РФ, в результате чего он получил право на эксплуатацию в российских авиакомпаниях, и в начале 1992 г. самолёты Airbus Аэрофлота вышли на линии. В настоящее время единственным российским эксплуатантом этого типа самолёта является авиакомпания S7 («Сибирь»), которая планировала вывести все свои A310 из эксплуатации до конца 2010 года, однако по состоянию на конец июня 2013 года, один самолет этого типа продолжает эксплуатироваться компанией.
Несколько самолётов A310-200 и A310-300 использовали ВВС ряда стран (Канада, ФРГ, Франция и Таиланд) для перевозки высокопоставленных лиц, а также в качестве военно-транспортных. В 1995 г. один A310-300 переоборудовали в транспортный самолёт-заправщик MRTT. Он может перевозить различные грузы военного назначения, а также дополнительное топливо массой 28 000 кг для заправки одного-двух самолётов в полёте. A310-300 выпускали серийно с 1985 г. Всего к началу 1997 г. было продано 176 самолётов данной модификации. Общее число проданных A310 к середине 1997 г. составляло 261, в эксплуатации находилось 249 машин.
В 2005 г. авиакомпании мира эксплуатировали 200 самолётов A310.
Общее число поставленных Airbus самолётов A310 составляет 255, из которых к середине 2009 года в эксплуатации осталось около 190 машин, в том числе 90 в грузовых модификациях. К настоящему моменту все находившиеся в эксплуатации лайнеры А310 выполнили свыше четырёх миллионов полётов общей продолжительностью около 10,5 миллионов лётных часов. Официально производство А310 (как и A300) было завершено в 2007 году. Фактически серийный выпуск был прекращен в 1993, а последний самолёт был поставлен заказчику в 1998 году.
Аэродинамическая схема
двухмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.
Конструкция
A310-200 оснащён двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4 и General Electric CF6-80A. Весной 1986 г. конструкцию A310-200 усовершенствовали, повысив топливную эффективность: на законцовках крыла появились винглеты, вертикальное оперение стало углепластиковым, а тормоза колёс стали делать из композитов на основе волокон углерода.
A310-300 — основное отличие «трёхсотки» от исходного варианта заключалось в наличии дополнительного топливного бака ёмкостью 6 100л в горизонтальном оперении и применении автоматизированной системы перекачки топлива для сохранения оптимальной балансировки самолёта. На законцовках крыла также появились винглеты, которыми позже оснастили и A310-200. A310-300 получил цифровой комплекс авионики EFIS с четырьмя цветными многофункциональными дисплеями полётной информации, и цифровой системой контроля за работой бортовых систем и предупреждения об отказах ЕСАМ. Радионавигационное оборудование соответствовало стандарту ARINC 700.
Первый полёт A310-300 с двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4 состоялся 8 июля 1985 г., а с двигателями General Electric CF6-80C2 — в сентябре 1985 г. Экипаж самолёта состоит всего из двух человек.
Технические характеристики
Airbus A310-200/-300 | |
Длина | 46,66 м |
Размах крыла | 43,89 м |
Ширина фюзеляжа | 5,60 м |
Высота | 15,80 м |
Площадь крыла | 219 м2 |
Ширина салона | 5,28 м |
Число мест | 205 — 280 |
Дальность с 218 пассажирами и багажом, двигателями PW4152 | 9170 км |
Силовая установка | Два турбовентиляторных двигателя с тягой от 230 кН до 260 кН |
Крейсерская скорость | 860 км/ч |
Длина разбега | 2250 м |
Взлётная масса | 150 — 164 тонн |
Макс. высота полёта | 12100 метров |